Портрет, раскрывающий тайны эпохи.

В век научно-технического прогресса облик человека легко можно запечатлеть с помощью фотографии или, сделав видеозапись, почему же люди продолжают интересоваться искусством создания портретов и заказывают свои изображения художникам? Изучая роль портрета в истории и художественном искусстве, не сложно заметить, что наибольшего развития это направление достигает в период веры в силы человека, его разум, его неограниченные возможности. Особую функцию портрет приобретает, впитав европейскую культуру нового времени, демонстрируя ценность индивидуального в каждом человеке, неповторимость внешних и внутренних качеств личности, уникальность жизненного опыта и взгляда на мир. Может ли добиться того же эффекта фотография? Нет, ведь она передаёт лишь одно мгновение из целой человеческой жизни, в ней отсутствует динамика. Снимок фиксирует мимолётные эмоции и мимику, которые далеко не всегда являются основополагающими в характере и мироощущении данного человека. Часто облик на фотографии – это реакция на воздействие окружающего мира, но не демонстрация внутреннего состояния. В то время как образ на портрете пишется не миг, а несколько часов, дней, а иногда и лет. За это время человек многое успевает узнать, прочувствовать, переосмыслить, и это не ускользает от внимательного взгляда художника, а наоборот, добавляет портрету временную динамику – связывает воедино прошлое, настоящее и будущее. Изображение человека требует не только точного воспроизведения внешности оригинала, но и прямого выражения его экспрессии, характера, привычек, чтобы глядя на портрет можно было определить исторический период жизни, принадлежность к социальной группе, индивидуальные особенности конкретного человека, его привычки, стремления, черты характера и даже возможные болезни. Конечно, такой всеобъемлющей информацией не может обладать фотография, но есть же ещё видеозаписи, которые динамичны, протяжённы во времени, могут запечатлеть и привычки, и фантазии, и неповторимые типичные черты человека. Так может быть видео заменит человечеству портрет? Нет, не заменит. Ведь дело здесь совсем не в схожести функций этих достижений человечества, а в получаемом эффекте. Когда человек смотрит на свои видеозаписи, он, по-прежнему, видит то, что привык видеть в зеркале, только в движении и с разных ракурсов. Возможно, внимательное рассмотрение своего изображения даст ему тему для размышлений о необходимости приблизить увиденное к некому идеалу или наоборот, видеосюжет полностью подтвердит мнение человека о его внешней неотразимости. Внешней и только внешней. Вот где таится главное отличие! Видеосъёмка фиксирует внешние особенности и только, в то время как портрет – это не столько внешний, сколько внутренний мир человека, это взгляд в глубину его души, это уникальная возможность узнать каким тебя видят окружающие, понять, что люди замечают в тебе, что берут от тебя, что хотят изменить, чем восхищаются. Каждый человек неповторим, и настоящий художник, благодаря тонкости и впечатлительности своей натуры, способен не только уловить эту уникальность, но и увековечить её на холсте. Портрет – это поучительное направление изобразительного искусства, он позволяет определить человеческие пороки, показать недостатки характера и дать правильное направление для самосовершенствования личности. Если вы не знаете, как начать свой личностный рост – закажите несколько своих портретов у разных художников и всё, что вам покажется на них некрасивым, смело можете пытаться искоренить или перевоспитать. Конечно, каждый человек будет смотреть на вас через призму своего мироощущения и каждый художник оставит на вашем портрете часть своего характера, своих впечатлений, но если все они подмечают одни и те же ваши негативные особенности, то есть смысл подумать о своём личностном росте.

К сожалению, история создания портрета не всегда правдива, что продиктовано модой, историческими особенностями, определёнными заказами натурщиков. Одни художники, стремившиеся к значительному внешнему сходству, создавали, таким образом, ценный исторический документ или семейную реликвию. Другие – копировали понравившийся заказчикам популярный тип изображения, третьи – добавляли в портрет не существующие детали. В восточных культурах качество портретной живописи основывалось на точности в передаче атрибутики, а не сходстве с изображённым. Хотя для настоящего портрета очень важно, чтобы чувства, вызываемые произведением, повторяли чувства, вызываемые оригиналом, при этом художник вправе украсить изображение, чтобы подчеркнуть или спрятать определённые качества модели. Иногда отсутствие прямого сходства продиктовано тем, что художник на основе оригинала строит свой неповторимый творческий мир или тем, что человек редко видит себя таким, каким он является в своём внутреннем мироощущении.

Портрет во все времена изображал человека без сильных видимых эмоций и разговорных движений. Он скорее демонстрировал долговременные чувства, погружение в себя, созерцание бытия. Однако, присмотревшись к портретам разных эпох, мы заметим некоторую повторяемость поз, мимики, жестов, характерные и востребованные именно в определённое время. Если проанализировать изображения с точки зрения невербальных способов общения, то мы получим интересную информацию о нормах и правилах поведения, о требованиях к человеческим проявлениям в том или ином обществе. Самыми информативными на портрете, конечно же, являют лицо и руки. При этом главными «рассказчиками» на лице являются глаза и губы, а в руках – пальцы. Многие художники придерживаются поговорки о том, что глаза – это зеркало души, а руки – зеркало тела и стремятся в изображении рук передать все важные характеристики и подчеркнуть индивидуальность модели через их форму, движения, жесты, предметы, к которым они прикасаются. Большинство портретов писалось с соблюдением правил, навязанных определённой исторической эпохой. Наложите знания языка жестов и мимики на портретный ряд какого-то времени и вы легко обнаружите, какие черты пропагандировались, поощрялись, воспевались тогда или завоевали умы художников, как отклик на исторические события. Например, если наклон головы зафиксирован вперёд и взгляд исподлобья, то в цене – отрицание и скрытость, наклон назад – заносчивость и самодовольство. Ладони на портрете, повёрнутые вверх, демонстрируют открытость намерений, пусть даже показную, а удерживание предметов говорит о глубоком самоконтроле и напряжении. Например, творение Эль Греко « Портрет кабальеро с рукой на груди»(1580 г.) прямое воспевание стремления к честности, а гусар Ореста Кипренского («Портрет гусара Евграфа Давыдова» 1809 г. )превратился в образец типажа эпохи и демонстрирует готовность к действию наряду с беспечным отношением к последствиям возможных перемен. Используя язык невербального общения можно получить информацию и о внутренних переживаниях конкретного человека, так , например, «Портрет герцогини Сибиллы Клевской» Лукаса Кранах Старшего (1526 г.) показывает зрителю замаскированное эмоциональное беспокойство женщины при всей кажущейся покорности и смирении, обуревающие её страхи, но молчаливое согласие на всё происходящее с ней при этом.

В разные времена портрет выполнял разные функции: он обозначал присутствие правителя на заседании суда в Римской империи, являлся мемориальным объектом, историческим документом, обращением к современникам, увековечивал таинство брака, как часть свадебной традиции. До сих пор портрет главы государства рассматривается как государственный символ. Чем бы ни являлся портрет, он ценен и востребован не только в прошлом и настоящем, но и обязательно останется частью искусства будущего.

Автор: Наталья Черная 2011г